Официальный сайт муниципального образования
"Пашковский сельсовет"
Курского района
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Новости и события
<< Назад Версия для печати
 
Прокуратура

1) Особенности обжалования решений общих собраний (собраний уполномоченных) в садоводческих некоммерческих  товариществах (СНТ). 

В прокуратуру Курского района часто обращаются граждане по вопросам законности действий органов правления садоводческих товариществ и решений, принятых на общих собраниях членов (собраниях уполномоченных) СНТ. В этой связи возникла необходимость в разъяснении ряда вопросов.   
Законодательство о садоводческих товариществах закрепляет право каждого члена СНТ обращаться в суд о признании недействительными решений общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ, а также решений правления и иных органов товарищества, нарушающих его права и законные интересы (статьи 19, 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» - далее Закон). Верховным судом РФ (Постановление ВС РФ от 23.06.2015 № 25) разъяснено, что решение собрания вправе оспорить в суде участник, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Основанием для обращения в суд могут являться нарушение законных интересов как самого участника, так и всего товарищества, которые могут привести к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества. 
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с общими нормами Гражданского кодекса РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение 6 месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение 2 лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (статья 181.3 ГК РФ). Как свидетельствует судебная практика, пропуск срока обжалования является одним из наиболее распространенных оснований для отказа в удовлетворении заявлений членов СНТ.
Законом о садоводческих товариществах установлено, что решения общего собрания членов СНТ (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение 7 дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения (статья 21 Закона). Верховным судом РФ разъяснено, что общедоступным с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений, в средствах массовой информации, сети «Интернет», если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации в товариществе. Следует учесть, что в случае обращения в суд истцу придется доказать, что решение не было доступно для ознакомления.
Как показывает практика прокурорского надзора, в большинстве СНТ многие решения собрания, например, об отключении электричества на зимний период, принимаются в начале дачного сезона (феврале-апреле), а их фактическая реализация осуществляется в октябре, в связи с чем на момент отключения электричества срок на обжалование такого решения уже истек. 
Таким образом, для эффективной защиты своих прав членам СНТ следует принимать активное участие в деятельности товарищества и своевременно обращаться за защитой свой прав в судебные органы.

Василий Локтионов,                                                                                            
помощник прокурора Курского района 


2) Об ответственности органов контроля

Вопрос: какая ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц установлена в настоящее время, кроме дисциплинарной, за ненадлежащее исполнение возложенных функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки?

Ответ: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований законодательства должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции.  
Должностные лица указанных органов подлежат административной ответственности в случаях нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Данная норма закона содержится в статье 19.6.1 КоАП РФ. 
Исходя из содержания данной статьи, дело об административном правонарушении по ст. 19.6.1 КоАП РФ может быть возбуждено в следующих случаях:
1) проведение проверки при отсутствии оснований для её проведения;
2) проведение проверки с нарушением сроков;
3) отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
4) проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
5) непредставление акта о проведённой проверке;
6) привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
7) проведение плановой проверки, не включённой в ежегодный план проведения плановых проверок.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.6.1 КоАП РФ, возбуждаются прокурором. 
За данное правонарушение законом предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.  За аналогичное повторное правонарушение либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.
Таким образом, в случаях нарушения требований закона при проведении проверок должностными лицами органов контроля (надзора) за защитой прав следует обращаться в органы прокуратуры. 

Олеся Михайлова,                                                                                          
помощник прокурора Курского района 

3) О порядке проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Согласно ст. 13 Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», общий срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Вместе с тем, общий срок проведения проверки может быть продлён. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлён руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.
Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в три года каждым госорганом.
Закон № 294-ФЗ обязал органы госконтроля заранее публиковать сведения о плановых проверках, а внеплановые согласовывать с прокуратурой.
О плановой проверке хозяйствующего субъекта уведомляют за три дня до её начала посредством направления копии соответствующего распоряжения или приказа руководителя органа контроля.
Статья 15 Закона № 294-ФЗ предусматривает ряд ограничений при проведении проверки. Так, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от чьего имени действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (т.е. в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
 3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания или предложения о проведении за их счёт мероприятий по контролю.
Федеральный закон № 294-ФЗ наделяет индивидуальных предпринимателей и юридических лиц рядом прав при проведении проверки.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено названным Федеральным законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в ст. 22 Закона № 294-ФЗ предусмотрено право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причинённого при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Так, часть 1 вышеуказанной статьи закрепляет следующее положение: «Вред, причинённый юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счёт средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством».
Внеплановая проверка может быть признана недействительной, если санкцию на её проведение не дал прокурор, нет основания для проверки (или указано мнимое основание), предпринимателю не сообщили о её проведении. Государственные органы, начавшие такую проверку или разрешившие её проведение, будут привлекаться к административной ответственности.
Поводом для внеплановой проверки может стать информация об угрозе вреда здоровью, окружающей среде, безопасности, о чрезвычайной ситуации либо о том, что вред причинён. Информация не может быть анонимной. В неотложной ситуации к внеплановой проверке можно приступить сразу же, но необходимо известить прокуратуру в течение суток.

Олеся Михайлова,                                                                                          
помощник прокурора Курского района. 


Создан: 28.03.2016 10:42. Последнее изменение: 28.03.2016 10:42.
Количество просмотров: 4033